Previous Entry Share Next Entry
Эдиповы мысли
чучхе
zis_man

Иногда, конечно, мысли возникают сами по себе. Без всякого внешнего повода.

В туалете, например. Странное место, стимулирующее в том числе, и более того, в первую очередь, мыслительные возможности. Но об этом в другой раз.

Но не менее часто мысли появляются в результате какой-либо внешней провокации или события.

Таким событием косвенно стала постановка в театре Станиславского и Немировича-Данченко оперы Стравинского «Царь Эдип», а также  посвящённая этом событию встреча с дружественной прессой и протырившейся туда любознательной интеллигенцией. Встреча произошла в жанре презентации премьеры «Царя Эдипа» и «Замка герцога Синяя Борода» Белы Бартока.

Об этом здесь http://www.rewizor.ru/music/reviews/tsar-edip-igorya-stravinskogo-i-zamok-gertsoga-sinyaya-boroda-bely-bartoka-ot-rimasa-tuminasa/

Лаконично, но вполне информативно. (Фотографии мои :) )

Что касается презентации как разговорного жанра, то здесь особых откровений не было. Литовская команда была более чем сдержанна в своих речах и основную часть конферанса взял на себя Феликс Коробов, особенно порадовав публику кратким изложением либретто «Синей Бороды»: «Дорогой, а что это у тебя там за дверьми? Дай ключ от первой…. от второй… от третьей… и т.д». «Нет, дорогая, извини, от этой не дам - там сидят мои прежние жёны» (Открывает дверь)».

Что, в общем, действительно, вполне исчерпывающе описывает «первый ряд» происходящего.

А потом состоялась генеральная репетиция, на которую вышеозначенной публике разрешили остаться молитвами Туминаса и позитивным непротивлением остальных участников постановки, а также администрации театра.

О самом спектакле я напишу после премьеры, на которой надеюсь всё же оказаться. Просто я говорю об этом с той осторожностью, которой учит нас Софокл. Или, излагая эту мысль в интерпретации моей соседки по даче Ирки, «а вот хрен вы угадали» - при том, что это выражение она может использовать, говоря о событиях, которые ещё не состоялись.

Так вот, по результатам очередного ознакомления с оперой и в процессе его появилось некоторое количество, как обычно, бессистемных мыслей по поводу. В этой же бессистемной последовательности я их изложу.

1. Вербальная составляющая оперы написана по замыслу Стравинского на мёртвом языке. Что интересно и логично. Но не на древнегреческом, как можно было бы ожидать, а на вражеском латинском, с соседнего Апеннинского полуострова. Я, становясь на место древнего грека, считаю верхом цинизма, когда Эдипа и Иокасту заставляют петь на языке оккупантов.

Это всё равно, что Хор пленных евреев из «Набукко» заставить исполнять псалмы на аккадском языке, и текст в партиях написать клинописью. (Вообще, партитура на глиняных табличках - это было бы не без изящества).

2. «Ибо нет ничего тайного…» и если даже ты забыл, что когда-то случайно грохнул старика на перекрёстке 3 и 48 шоссе, тебе об этом со временем всё равно напомнят.

Эдип -   Где ж эта местность? Где погиб твой муж?

Иокаста - Земля Фокидой кличется, а местность -

Где путь двоится в Дельфы и в Давлиду

Там на картинке две точки, подходящие под описание Софокла.

3. А ведь Эдип-то при том… Другой бы на его месте… Ну, подумаешь, мор грозит жителям Фив. И что теперь? Глаза себе выкалывать, что ли? Да сдохнут и х… с ними. Как сказал один четырежды Герой Советского Союза, «бабы других нарожают». В общем, нам есть на что примерить. В пользу Эдипа.

4. История с ребёнком, которого вместо того, чтобы от него радикально избавиться, отправляют по течению, довольно типична. Вот у фараона с Моисеем аналогично получилось. Просто последствия имели не региональный, а вполне мировой масштаб. Это я к тому, что ничего нельзя передоверять кому-то - система не работает. Даже, казалось бы, вот оно, с царевичем Димитрием - и то без гарантии. Всё приходится делать самому - как Ивану Васильевичу, когда он с сыном позировал Репину.

И вообще, от судьбы не уйдёшь, как доказал Пушкин в своей истории с вещим Олегом.  Как говорится «лошадь околела, но дело её живёт».

Своей трагедией «Царь Эдип» Софокл говорит нам о том, что предопределение, судьба, фатум или как бы оно там ни называлось - это тот песец, который подкрадывается особенно незаметно. «Вы его видите? - Нет. - А он есть».


?

Log in