zis_man (zis_man) wrote,
zis_man
zis_man

Category:

«Музыка XVIII века», то есть барокко и классицизм

Мне есть, от чего отталкиваться.

Есть у кого учиться хорошему, есть у кого учиться плохому («вам же нужны отрицательные герои?»). Нет, имён называть не буду.

Просто я знаю, что, во-первых, не надо говорить дольше, чем это могут выдержать музыканты в оркестре, те самые, что находятся у тебя за спиной, потому что карма восстанавливается долго и неохотно.

В во-вторых, не надо нести сентиментальную околесицу о неразделённой любви композитора к его музе, и длинной истории о том, что именно это стало причиной того, что гений не успел дописать симфонию, известную нам под названием «Недоделанная». Для этого жанра есть телевидение.

Слово «духовность» произносить тоже не рекомендуется, если в зале есть люди моложе восьмидесяти  лет, потому что оно заставляет зрителя кукситься и лезть в фейсбук, в результате чего он выходит после концерта из зала с начисто высаженным аккумулятором телефона.

Я это всё излагаю к тому, что довелось выступить  в качестве помеси музыковеда с конферансье.

Так вот, тема концерта - «Музыка XVIII века», то есть барокко и классицизм. От этих двух простых слов нормального среднестатистического  слушателя развозит в хлам без аперитива.

Значит, надо просто объяснить, почему не развозит меня, вот и всё.

Исходная позиция заключается в том, что несмотря на то, что все эти Бахи, Гендели, Моцарты и прочие Вивальди с Гайднами, являются классиками и смотрят на нас с портретов в этих своих кудрявых париках уже три столетия (кто больше, кто меньше), когда-то они были вполне живыми людьми.

Поэтому я рассказал, что  все они в той или иной степени были живыми, что Бах знал про Вивальди, Вивальди про Баха, оба слыхали про Генделя,

- рассказал про своеобразное чувство юмора Моцарта, крайне далёкое по качеству от уровня Оскара Уайльда, но при этом достаточно утончённое в музыке как таковой,

- про то, что несмотря на отсутствие в те времена чрезвычайно удобной функции копировать/вставить сочинение финала валторнового концерта в форме рондо заметно ускоряло процесс сочинения, тем более, что за очагом на коленях ползал заказчик и по условиям договора не мог оттуда вылезти до окончания процесса композиции,

- рассказал об идее и конструкции basso continuo, которая не только позволила композиторам эпохи барокко создать безумное количество разнообразной камерной и прочей музыки, но которая продолжает жить в современном джазе,

- про то, как Стравинский со свойственной ему бунинской бескомпромиссной прямотой сказал, что Вивальди четыреста раз сочинил один и тот же концерт, и ошибся, потому что сейчас найдено уже более семисот концертов Вивальди (их раскапывают с не меньшей скоростью, чем он их писал),

- про закон о люстрации 1701 года в Англии, в результате чего у Генделя произошёл  совершенно безумный облом с работодателем, потому что «никогда не хамите приглашённому дирижёру - он когда-нибудь может оказаться вашим главным».

- про то, наконец, что все эти Карлы Филиппы Эммануилы, Вильгельмы Фридеманы, Иоганны Кристофы Фридерики, Иоганны Христианы и даже Готфрид Генрих, который «страдал лёгкой степенью слабоумия, хотя хорошо играл на клавире» и прочие  Бахи не пальцем сделаны, а каким-то более естественным путём в перерывах между написанием кантат (не, ну не впрямую, конечно, изложил, но проницательному слушателю при незначительной экстраполяции и напряжении ума и фантазии это было очевидно)

- и про многое другое, про которое не рассказал.

Более того, описывая печальное окончание дней Антонио Вивальди, я обрисовал перелом эпох на более понятном примере более поздних времён, когда окончилась эпоха Исаака Осиповича Дунаевского и началась эпоха Александры Николаевны Пахмутовой. Понятно, что Союз Композиторов СССР не допустил бы нищенского существования лауреата двух Сталинских премий, но по существу это так.

А уж когда я донёс до аудитории мысль, что наработками великого композитора эпохи барокко по сей день с удовольствием используются попсовики от Таривердиева до Морриконе, то и Вивальди был выслушан с вниманием выше среднего.

Если бы мне, конечно, научиться говорить, чтобы хотя бы сурдопереводчик меня понимал…

Но букву р я выговариваю. Да и остальные тоже, хотя и без удовольствия.

Проблема в ином.

Проблема в том, что мысль-то уже сформировалась и закончилась, и мне уже всё понятно, а вот договорить её надо. Язык вербальный избыточен, бестолков и съедает массу времени. Великие ораторы потому и великие, что мысль длиной в 0,78 секунды ухитряются донести до слушателя часа за два, а самые великие и за пять.

А в норме-то у тебя уже следующая мысль появилась, а ты как придурок излагаешь предыдущую. А опора-то на диафрагму уже пропадает, потому что опоре тоже уже всё понятно и вот следующую мысль, по крайней мере, первые три-четыре буквы, она выскажет не хуже Левитана. Ко второму слову снова утратив к ней всякий интерес.

Нет, самое-то интересное было в антракте. Под сценой, в артистической я вёл важную, хотя и доброжелательную беседу, когда у меня зазвонил телефон. Я ответил жене (а это была именно она), что перезвоню ей, как только освобожусь.

Я так и поступил минуты через три.

Она сказала мне: «Поднимись на сцену».

Я и поднялся.

Как говаривал царь Ирод - «дети наше всё».

На сцене творился полный пиздец. Среди оставленных на время антракта скрипок, виолончелей, флейт и труб перемещались толпы детей, тыкая пальчиками в клавесин, дубася по литаврам и только чудом никто из них не споткнулся, скажем, о виолончель, чтобы упасть мордой, скажем, в альт.

Нет, а что прикажете делать?

Если бы я дал очередь из автомата, я мог бы испортить инструменты. Спугнуть этих низших приматов тоже нельзя было - они снесли бы всё нах.

Поэтому я тихонько подошёл к микрофону и объявил начало второго отделения концерта.

А ввиду своей неопытности я так и не решился назвать в микрофон родителей, которые всё это с умилением наблюдали, мудаками. Хотя и пожелал им мысленно в следующий раз сводить детишек в зоопарк. Примерно в этой стилистике. Пусть дети погуляют по вольеру.

А концерт был классный.

(А текст-то не мой. Текст-то Елены Алексеевой, которая описывает всё это более культурно с противоположной стороны процесса)

http://www.rewizor.ru/music/reviews/kompozitory-xviii-veka-v-orkestrione/

Subscribe

  • Раскатывая губёшки

    Я вам вот что скажу, да вы и без меня все это знаете. У каждого со временем наступает момент, когда он себе говорит «Господи, какой же я был…

  • По сути это анонс. С налётом романтики

    Честно говоря, у меня так и нет ответа на вопрос, что это такое - произведения искусства первых лет советской власти. Вероятнее всего, ответ на…

  • Кусочек

    К сожалению, в результате технического сбоя сохранилась только фонограмма концерта в БЗК. То есть, огромное количество фотографий тоже есть, и,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Раскатывая губёшки

    Я вам вот что скажу, да вы и без меня все это знаете. У каждого со временем наступает момент, когда он себе говорит «Господи, какой же я был…

  • По сути это анонс. С налётом романтики

    Честно говоря, у меня так и нет ответа на вопрос, что это такое - произведения искусства первых лет советской власти. Вероятнее всего, ответ на…

  • Кусочек

    К сожалению, в результате технического сбоя сохранилась только фонограмма концерта в БЗК. То есть, огромное количество фотографий тоже есть, и,…